Рекомендации Синодального Отдела УПЦ по делам пастырской опеки казачества Украины

Рекомендации Синодального Отдела УПЦ

по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитании молодежи для обеспечения условий духовного окормления казачества.

 

I. Проблемы современного казачества 

Проблемы развития взаимоотношений Православной Церкви и казачества нам видятся в следующем:

1. В отличие от России в Украине разрыв поколений казачества насчитывает не десятки, а сотни лет. Это приводит к книжности нашего казачества, возрождение традиций казачества по историческим книгам, часто носящим спекулятивный, а не исторический характер. (Приложение 9)

2. Раздробленность казачества. Церковь ставится часто перед выбором: с каким казачьим войском иметь дело. Часто сами казаки выставляют претензии Церкви, что она должна иметь отношении только с этим войском, а не с другим.

3. Нерегулярность и аморфность самих казачьих организаций, отсутствие для казачества единого свода правил и традиций.

4. Непонимание религиозного содержания понятия «духовных традиций казачества». Под этим понимают исключительно внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся сугубо обрядовые формы без духовного содержания, а порой под «казачьим православием» процветает откровенное двоеверие.

5. Распространение среди казачества этнофилетизма. Отсюда двойственное отношение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, как «неукраинской» и тяготение к УПЦ КП и УАПЦ.

6. Слабое воцерковление самих казаков, а часто религиозная индифферентность и даже враждебность к Христианству. Среди казаков очень мало людей, истинно верующих в Бога. У большинства из них нет правильного православного понятия о Троице, о Церкви, о заповедях Божиих, об обязанностях христианина перед Богом, о деле спасения души и т.д. Все их православие ограничивается лишь знанием, как перекреститься и как поставить свечку, а многие не умеют даже этого. Современное казачество в основной своей массе очень редко посещают Храм Господень, как в воскресные, так и в будние дни, а посещение в праздничные дни, в лучшем случае, происходит для обеспечения охраны общественного порядка. Большинство казаков ни разу не исповедовались в своих грехах и не причащались Святых Христовых Таин, не соблюдают ни однодневные, ни многодневные посты, в церковные праздничные дни и в период постов проводят разного рода мероприятия. В своих присягах казаки присягают Богу и иногда указывают служение православию. С учетом сказанного выше, они фактически совершают грех клятвопреступления.

7. При многочисленности духовенства, окормляющего казачество, статус подавляющего большинства духовников официально никак не регламентирован внутри самой казачьей организации. Поэтому приходиться сталкиваться с той ситуацией, которую описал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, когда появляются у организаций «карманные священники» по знакомству: «понравился батюшка и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять» до тех пор пока не разонравится.

Со всеми этими проблемами сталкивается священство, окормляющее казачество. При этом надо учитывать, что Церковь относится к казачеству, как военному образованию, в то время, как наряду с военизированными признаками современное казачество это общественные организации, где часто попадаются далеко невоенные люди разных возрастов и интересов. Поэтому порой требуется соединять опыт военного духовничества с обычной пастырской практикой и использовать опыт православного миссионерства, в том числе и среди молодежи. (Приложение 6)

II. Рекомендации для обеспечения условий духовного окормления

казачества в епархиях УПЦ 

Учитывая весь этот комплекс проблем, Синодальный Отдел по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи (далее Синодальный отдел) рекомендует следующий план мероприятий для обеспечения реальных условий духовного окормления казачества на местах.

1. Составление необходимых первичных документов, определяющих и закрепляющих взаимоотношения между епархией и казаками:

- составление единого обращения от Синодального отдела ко всем казачьим организациям

- составление типового соглашения между Синодальным отделом и Казачьей организацией имеющей Всеукраинский статус

- составление типового соглашения между местным епархиальным управлением и местными казачьими организациями

Такие единые официальные документы и действия позволят избежать необоснованных претензий со стороны представителей других казачьих организаций и поставят в одинаковые условия все казачьи общества.

2. Руководителю епархиального отдела по делам пастырской опеки казачества и духовно-физического воспитания молодежи (далее епархиальный отдел) необходимо посетить все казачьи организации, зарегистрированные в епархии, с предложением закрепить за организацией священнослужителя духовника с целью воцерковления казаков и их семей, духовно-нравственного и патриотического воспитания, а так же дальнейшего попечения о спасении душ казаков входящих в состав данной организации. При этом официально вручается обращение, в котором указывается и дата, до которой желательно оформить или согласие, или отказ.

В епархиальном отделе делается отметка о дате вручения.

В случае согласия сотрудничества с епархией, атаман казачьей организации должен предоставить архиерею письмо, в котором просит принять под свое пастырское духовное окормление его организацию и заключить соглашение о сотрудничестве с назначением священника, исполняющего функции казачьего духовника.

3. По данному письму между епархиальным управлением и казачьей организацией заключается соглашение, определяющее взаимные обязанности сторон, на основании которого в этой организации проводит свое пастырское служение священник (Приложение 1). Если духовник уже назначен, требуется заключить такое соглашение по факту духовного окормления.

При заключении соглашения руководитель епархиального отдела должен изучить уставные документы и документы, регламентирующие внутреннюю деятельность данной казачьей организации (например: присяга, кодекс казачьей чести, дисциплинарный устав) с целью определить в каких рамках может действовать духовник и на что следует обратить внимание при нравственном воспитании, чтобы при заключении соглашения все это учесть и оговорить с руководством казачьей организации, например, в качестве приложения к основному соглашению (при этом следует использовать рекомендации в разделе «Деятельность казачьего духовника»).

В случае если казачья организация является подразделением Всеукраинской казачьей организации, руководитель епархиального отдела должен проконсультироваться о наличии каких-либо договоренностей этой организации с Синодальным отделом по делам пастырской опеки казачества, чтобы использовать их при заключении местного соглашения.

4. После заключения соглашения, Архиереем издается Указ о назначении такого-то священника духовником такой-то казачьей организации без отрыва от приходских обязанностей.

Указ представляется как священнику, так и атаману казачьей организации. При этом атаману сообщаются данные о священнике, адрес и телефон храма. Священник также должен располагать всеми необходимыми сведениями о вверенной его духовному окормлению казачьей организации. Этой информацией должен располагать руководитель епархиального отдела и довести ее до назначенного священнослужителя. Священнику вместе с Указом вручается та часть данных рекомендаций, которая начинается с раздела «Деятельность казачьего духовника».

В тексте Соглашения упоминается о необходимости со стороны руководства казачьих организаций высылать на имя Правящего Архиерея анализ деятельности священнослужителей окормляющих вверенных им казаков за истекший год.

5. Назначенного священника представляет атаману казачьей организации руководитель епархиального отдела по делам пастырской опеки казачества, а затем атаман представляет священника своей организации в форме определенной Уставом этой организации с доведением до каждого казака прав и обязанностей священника как духовника этой казачьей организации. (Приложение 12)

6. Епархиальному отделу рекомендуется один раз в полгода проводить епархиальные собрания духовенства, окормляющего казачьи организации, для совместного обсуждения вопросов, возникающих при окормлении казаков.

7. О проделанной за год работе казачий духовник направляет отчет руководителю епархиального отдела по форме, данной в Приложении 2.

8. О проделанной работе за истекший год епархиальный отдел направляет отчет в Синодальный Отдел по форме, данной в Приложении 3.

III. Деятельность казачьего духовника 

Деятельность священника в среде казаков сводится к четырем основным направлениям: 1) миссионерское, 2) пастырское, 3) богослужебное, 4) представительское.

Работу в казачьей организации назначенному священнику рекомендуется начинать со следующих шагов:

I. Знакомство с руководством и рядовым казачеством организации.

II. Составление с атаманом и руководством плана совместных мероприятий:

Освящение знамени, клейнодов и пр. воинских реликвий, вооружения, штаба.

Договоренность о проведении регулярных бесед с казаками организации, времени их проведения и количестве бесед в месяц.

Участие священника в торжественных мероприятиях:

• присяге;

• на казачьих Радах;

• и т.д. (Приложение 15)

Примечание: Духовник на казачьих торжествах должен не терять облика священнослужителя и воздерживаться от употребления спиртного как бы его к этому не принуждали, только в таком случае он может сохранить авторитет и уважение среди казаков.

Духовник должен регулярно заботиться:

О пополнении библиотеки казачьей организации литературой духовно-нравственного содержания, видео и аудио материалами. О регулярном обеспечении организации епархиальными периодическими изданиями (чтобы приобщать казачество к епархиальной жизни).

Об организации паломнических поездок и экскурсий по святым местам данной местности, Украины и России.

О посещении казаками храма по приглашению священника. Желательно оговорить с атаманом обязательность добровольных дежурств в храме казаков каждое воскресенье: какие обязанности они должны выполнять и нормы их поведения.

III. Заранее оговорить обрядовую составляющую всей жизни организации в соответствии с канонами Церкви и составить свод правил, по которому казак должен руководствоваться в своей общественной и индивидуальной жизни. Это составляет богослужебную сторону деятельности.

Богослужебная деятельность священника включает в себя:

1. Участие в присяге вновь принимаемых казаков (с предварительной исповедью и, желательно, причастием)

2. Каждое начинание, как коллективное, так и индивидуальное, казаки должны начинать с молебна «Призывания Духа Святого на всякое доброе дело», или других чинопоследований, соответствующих случаю.

3. Проведение богослужебных чинопоследований, во всех важных случаях жизни казаков (венчание, крещение детей и взрослых, отпевание усопших и т.д.)

4. Освящение жилищ, элементов амуниции и вооружения, и транспортных средств согласно имеющимся чинопоследованиям.

5. Напоминать казакам, о необходимости индивидуальной молитвы, в том числе перед и после еды, при выходе из дому (крестное знамение), при отправлении в дорогу и т.д.

6. Для активно воцерковляющихся казаков предлагается требы предоставлять без взимания платы.

7. Желательна организация при штабах казачьих организаций молитвенных комнат, в которых должны быть необходимые иконы (обязательно особо почитаемые казаками), молитвослов, Священное Писание, Святой Крест. Священник должен обеспечить такую комнату всем необходимым. Если выделить комнату нет возможности, то в помещении штаба должно быть особое место, где бы находились икона, Святой Крест и Священное Писание.

Богослужебная деятельность и ее прядок должны быть оформлены в Приложении к Соглашению между епархиальным управлением и казачьей организацией.

IV. При наличии у организации периодических изданий или листков договориться о регулярном, по возможности, в каждом выпуске издания публиковать материалы катехизаторского содержания. Если казачья организация имеет интернет-ресурсы, договориться о специальном православном разделе на интернет-сайте организации. Можно создать свой интернет-сайт, где публиковать материалы для воцерковления казачества (при этом можно обойтись без финансовых затрат и специальных знаний обратившись, например, на http://www.pravkazak.org.ua).

V. Если при организации есть детская или молодежная структура договориться об организации Воскресной школы или о проведении занятий по Закону Божиему. (Приложение 11)

Необходимо подчеркнуть: нельзя ограничивать свою деятельность присутствием на торжественных мероприятиях. Это создает лишь видимость сотрудничества и не приносит положительных результатов. Только систематические встречи-беседы и индивидуальная работа с казаками могут привести к намеченным выше целям.

Проведение регулярных бесед относится к учительной стороне деятельности казачьего духовника, является обязательной.

Цель бесед представить полный систематический обзор религиозно-нравственных истин и исторических фактов, усвоение которых необходимо православному казаку, как воину, так и гражданину своего Отечества.

Задачи бесед:

1. Наставление казаков в начальных истинах христианской веры и нравственности, ознакомление их с долгом христианина-воина и христианина-патриота своей Родины.

2. Оправдание воинского долга учением Слова Божьего и священноисторическими примерами, чтобы воспитать казаков до степени сознательной готовности положить душу свою за Веру и Отечество.

Организация систематической работы с казаками.

Понятие «организация систематической работы» включает в себя:

1. Договоренность с руководством казачьей организации о проведении бесед.

2. Обязательность приходов священника в условленное время.

3. Работа над тематическим материалом для бесед с казаками.

При соблюдении этих трех составляющих систематическая работа считается организованной и имеет возможность творчески развиваться.

Проводить встречи рекомендуется один раз в неделю, или в две недели. Проведение бесед раз в месяц для казаков скорее не регулярность, а эпизодичность.

Тематический материал.

Недостаток тематического материала для подготовки к лекциям с казачеством, является на сегодняшний день серьезным препятствием к началу систематической работы. В связи с этим можно предложить начинать со следующего: священник должен представиться, рассказать об истории своей епархии, истории храма, где он служит, какому событию из Священной Истории, или какому святому посвящен храм, его приделы. Объяснить символику православного храма, восьмиконечного креста над его куполом и т. д. Это уже темы для нескольких встреч.

Эти темы хорошо известны священнику, не требуют предварительной подготовки, что облегчит первые шаги, позволит войти в новую среду, познакомиться как с казаками, так и с проблемами внутри самой казачьей организации, на которые необходимо будет обращать внимание в дальнейших беседах.

Обязательно затронуть темы взаимоотношения полов, воспитания детей. Раскрыть православный взгляд на проблемы курения, пьянства, наркомании, азартных игр, сквернословия.

Основные циклы бесед будут носить уже катехизаторский характер - это, прежде всего, Основы православной христианской традиции.

Основу для лекционного материала предлагается брать из Священного Писания, святоотеческой литературы, Катехизиса и учебников по нравственному и основному Богословию. Тематику бесед подскажут острые проблемы внутренней жизни казачества окормляемой организации. При выборе тем бесед необходимо советоваться с атаманами и руководством казачьей организации, учитывать их пожелания. Синодальный отдел в ближайшей перспективе разработает в помощь духовникам перечень тем для таких бесед в виде отдельного приложения.

В качестве дополнительной темы для работы с казаками предлагаем историческое обоснование, что идейная духовная составляющая казачества есть Православная Вера (Приложение 4). Как дополнительный материал, который может быть полезен священнику для работы с молодыми казаками, предлагаем рекомендуемое в качестве учебного пособия для воскресных школ труд Гнеденко А. М., Гнеденко В. М. «За други своя или все о казачестве» (издание М: Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993).

Другая дополнительная тема касается отношения Христианства к войне и миру (богословское обоснование справедливой войны). Казак должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Обоснованием для применения оружия должно быть не только патриотические лозунги и историческая традиция, но еще и нравственная оправданность его использования. Особенно это относится к казакам, которые считают себя православными христианами.

Некоторые аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при подготовке и проведении бесед с современным казачеством:

1. Особое внимание следует обратить на культ обрядоверия у современных казаков. Выше уже указывалось, что внешняя фольклорно-обрядовая сторона православия привлекает современных казаков. Нельзя это преимущество отвергать при воцерковлении казачества. Вспомним, что Русь воцерковилась в основном через обряд. Следует указать лишь смысл и мистичность (таинственную духовную сущность) обрядовых традиций. При этом надо использовать по примеру святого апостола Павла параллели с воинским искусством. Есть внешняя брань, но она ничто по сравнению с внутренней духовной войной с духами злобы поднебесной («Наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6.12)). К этому призван всякий христианский воин. Начинается эта мистическая брань с момента крещения христианина и заканчивается моментом погребения. Причем Крещение это воинская присяга, а панихида это победная песнь воина Христианина отправляющегося в Небесный Чертог к своему победоносному военачальнику Христу. Крест это воинское знамя победы (вспомним небесное дарование Креста святому равноапостольному императору Константину перед земным сражением со словами «Сим побеждай») и каждый воин христов несет это знамя на своей груди оберегающее его против врагов видимых и невидимых.

Полезно, например, при рассказе об облачении священнослужителя проводить аналогии с воинскими доспехами: только в одном случае речь идет о телесном, а в другом - о духовном (так же поступал и св. ап. Павел: («Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6. 13-17). Указать воинский характер и роль в истории защиты Веры наиболее чтимых казаками церковных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Святителя Николая Чудотворца. Указать слабость человека без веры и указать, каким сильным надо быть, чтобы сохранить имя воина Духа. Символика войны в Православии не раз привлекала людей отождествляющих себя с войной. Люди видящие себя казаками в XXI в., как и в древности, привлекаются ореолом воинственности казачества. Поэтому большая перспектива открывается для священника-миссионера в среде современных казаков при раскрытии воинственного духа Церкви (Приложение 7).

2. Еще один аспект, это распространение среди казачества увлечения отечественными боевыми искусствами - «Боевой гопак» и «Спас». Здесь важно указать, что духовная основа этих искусств тоже кроется только в православии, а не в неоязычестве.  

Часто вместо принятия православия героев казачества их пытаются, на основании народных мифов в собственной интерпретации, выставить как неких чародеев. Это можно увидеть в культе казачьих характерников, как мудрецов-магов хранящих тайные знания. Подобная постановка резко контрастирует с учением православной Церкви о несовместимости истинного христианства с колдовством и магией, а так же с исторической действительностью. Следует указывать на несостоятельность подобных взглядов на казачьих характерников, так как на Сечи подобные вещи карались смертью. Надо обращать внимание молодежи и тренеров, практикующих казачьи виды единоборств на православное учение о восточной мистике, йоге и единоборствах, как попытку войти в контакт с бесовскими силами. То, что в православии есть бесноватость, для «восточников» - озарение духа. Лучшим воспитательным материалом в данном контексте являются жития святых. Рекомендуем так же книгу А. Р. Комлева «Боевые искусства Востока. Православный взгляд» (Приложение 10).

3. Когда речь пойдет о силе духа казаков, следует подчеркнуть господство среди них культа мученичества за Христа, воспитанного на примерах житий православных святых мучеников. Казак не столько желал выжить, сколько умереть ради Царства небесного. (Вспомним военный клич запорожских казаков перед началом военных походов: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженым на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти приставай к нам. Не надо бояться смерти: от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь»). Поэтому они и показывали непобедимую силу духа, обращающую неприятеля в бегство. Ибо побеждает армия не та, которая готовится к победе, а та, которая готовится к смерти. Такому отношению к смерти может научить только Православная духовность.

4. Наконец, аспект поддержки дисциплины в современной казачьей организации. Духовник всегда должен поддерживать атамана и руководство организации, не допускать разделения в казачестве и использовать для этого свою духовную власть «вязать и решить», конечно, в строгих рамках канонов Церкви и с согласованием правящего архиерея. Это позволит более тесно скрепить узы сотрудничества руководства организации и духовника. А в будущем создать перспективы для объединения украинского казачества.

Духовники казачества всегда должны помнить главную цель своей миссии воцерковление казаков. Эта цель не только главная, но по существу и единственна. Поэтому рекомендуется всячески избегать тем связанных с политикой, межнациональными отношениями, межвойсковыми казачьими дрязгами (Приложение 14). Проблемы каноничности той или иной церковной или псевдоцерковной группы затрагивать только по необходимости. Те, кто не сомневается в каноничности нашей Церкви в доказательствах, как правило, не нуждаются. Поэтому церковную ситуацию на Украине и проблему каноничности Украинской Православной Церкви и неканоничности других Церквей есть смысл обсуждать только с колеблющимися в этом вопросе казаками. Если эту тему все же придется затронуть, то следует обратить особое внимание на опровержение ереси этнофилетизма и не противоречии принципов вселенскости и универсальности Православной веры и принципов патриотизма и здорового национализма, о чем можно прочитать в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Следует отметить, что подавляющее большинство казачества воспринимает Православную веру как единственную, которую может исповедовать казак априори. Поэтому можно без оглядки на религиозную толерантность прямо говорить о пагубности и лживости других религий. Подчеркивать, что вне Православной Церкви нет спасения. Воины Христовы не имеют прав иметь двойственные понятия в своем сердце о правоте их Веры, за которую они должны быть готовы отдать свою жизнь. Для этого рекомендуем ознакомиться с работами священномученика Иллариона (Троицкого), а так же историей раскола церкви.

Предлагается проводить беседы продолжительностью не более 30-45 минут, используя наглядные пособия. Многие священники пользуются на лекциях аудио и видеозаписями, соответствующими теме беседы. Каждая беседа должна включать в себя апологетический элемент, так или иначе, затрагивать доводы в пользу бытия Божия. Желательно чтобы беседы велись с распространением листков и брошюр. После основной части беседы следует уделить внимание ответам на интересующие аудиторию вопросы. Неподготовленность на первых порах основной массы рядовых казаков к конструктивному общению со священнослужителем не должна останавливать последнего. Опыт показывает, что человек сам не всегда решается приступить с вопросом к священнику, часто из скромности, часто сам не знает о чем говорить с лицом духовного звания, часто из предубеждения против духовенства из-за слухов или сплетен о священстве.

Все эти преграды снимаются в живом общении. Только священник не должен ограничиваться сухим изложением материала, но затрагивать наиболее животрепещущие темы казачьей и вообще современной жизни, а также не бояться затрагивать острые вопросы церковной жизни. Лекции должны походить более на диалог. Не важно, что какая-то тема в этот раз не раскрылась. Важно заинтересовать аудиторию к проблемам духовной жизни. Но при этом не стоит опускаться до панибратства и рассказов анекдотов. Всегда должна соблюдаться субординация. Священника должны называть на «Вы» в то время как священник может обращается к рядовым казакам на «ты». Одним словом должен вести себя как мудрый отец со своими чадами.

Конечно, только проведения бесед с казаками недостаточно. Рекомендуется, с течением времени, при сложившейся лекционной работе параллельно с ней проводить работу духовно-нравственную. Для этого необходимо на документальном уровне закрепить обязанность каждого члена казачьей организации: например, исповедоваться и причащаться как минимум 4 раза в году (раз в пост). Следует провести работу с руководством организации, чтобы они своим личным примером православных христиан привлекали к исполнению этих обязанностей своих казаков. Если казаки начнут исповедоваться, то духовник получит доступ к их сердцам, укажет грехи, на тайном духовном уровне покажет, где есть зло, а где добро.

Священник должен подходить к каждому казаку индивидуально: по силам назначать ему молитвенное правило и правило как посещать Церковь и участвовать в Таинствах, а затем контролировать казака. Казак обязан в случае хождения к другому священнику сообщить, у кого он окормляется, а казачий духовник должен контролировать реальность церковной жизни подопечных ему казаков со священниками епархии, в случае если к ним приходят казаки (конечно, речь не идет о разглашении тайны исповеди, но лишь внешнем контроле).

При личном духовно-пастырском окормлении каждого казака рекомендуется в начале обратить внимание, чем казачество отличается от обычных регулярных войск. Для ответа предлагается обратиться к присяге которую дают при вступлении в казачью организацию. Если военные присягают государству, стране и народу, то казаки присягают прежде всего Богу (присяга произносится как правило в присутствии священника, который начинает церемонию с молитвы, поэтому присяга в глазах Церкви приобретает мистических смысл и разрешить от клятв присяги в таком случае может только Церковь). Так как помимо клятв, данных в таинстве Крещения, казак возложил на себя новые клятвы пред Богом при вступлении в казачью организацию, то залогом выполнения этих клятв является твердое исповедание казаком христианства всей своей жизнью. Для этого казаку требуется быть крещеным верующим христианином, и не просто знать основное учение Церкви, но, прежде всего, вести христианскую жизнь: регулярно посещать Церковь и участвовать в Церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Исповеди и Причастия). Иначе его клятвы - святотатство, за что он понесет наказание в Вечности.

Анализ современных казачьих присяг позволил выделить добродетели, которые желают видеть в себе казаки. Эти добродетели не отличаются от добродетелей всех христиан, только возможно некоторые из них звучат в данных условиях с особой силой: дружба, уважение, не обидчивость, не злопамятство, верность, отсутствие страха смерти, христианский образ жизни, патриотизм, любовь к Богу, любовь к людям, уважение к старшим и к молодым.

Духовник должен указать христианский путь к достижению этих добродетелей по Святым Отцам Церкви и отметить, что эти добродетели не могут быть без других добродетелей: мужество, терпение, исполнение всех заповедей Божиих, не стремление к мирским удобствам, довольство малым, законопослушность в рамках, не противоречащих православному учению, бесстрашие и правильный страх смерти.

В казачьих присягах часто обещается хранить верность казачьим традициям и обычаям, поэтому надо рассмотреть эти традиции в контексте православной веры и указать возможные нарушения. А так как в основном это будут страсти и грехи - то священнику следует дать краткое учение Святых Отцов о страстях и добродетелях. (Приложение 13).

Прежде всего, следует отметить, что некоторые современные казаки более обращают внимание на бунтарские и греховные обычаи прежнего казачества, а не на христианские их добродетели. Благодаря такому подходу новые казаки более подвержены некоторым страстям, чем миряне. Например, казаки воспитывают в себе дух мужества и своеволие - поэтому, в какой-то мере, они склонны к непокорности властям, отсюда не управляемость, а самость. Порой, неразумными и не боящимися Бога казаками культивируется разбойнический дух. И именно всё это и другое должно сдерживаться христианскими заповедями, страхом Божиим, познанием себя, исповедью, причастием и т.д.

Священник на основании нравственного богословия должен вскрыть все эти пороки казачества. В контексте данной тематики Синодальный отдел разработает отдельное приложение с перечнем тем для бесед и краткие конспекты к ним.

Особо следует оговорить личную и семейную жизнь казаков. Возродить в казачестве культ целомудрия и «домостроевской» строгости семейной жизни. Необходимо хранить верность между супругами, не позволять своим женам и дочерям совершать абортов, впадать в блуд своим детям, воспитывать детей в послушании и благочестии. Казак и его домочадцы должны стать примером православного христианина.

Казачья организация должна с личного согласия каждого казака контролировать духовно-нравственное состояние его личной и семейной жизни согласно нормам Православной Веры.

Казаков в любом звании, которые не будут участвовать в воскресных и праздничных церковных службах, посещать занятия по изучению основ православной христианской традиции, не будут сами участвовать в Таинствах Церкви (в особенности Исповеди и Святого Причастия) и не будут приобщать к этим Таинствам своих жену и детей, не считать православным казаком как не исполняющего основные обязанности христианина, невзирая на заслуги и почести в казачьих обществах.

Со своей стороны, духовенство должно, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «бдительно наблюдать... и применять канонические санкции прещения» в отношении тех, кто будет «позорить» форму православного казака, конечно, все это должно священником делаться строго в рамках канонов Православной Церкви и с согласия правящего архиерея (Приложение 5).

download 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить