Перспективы развития казачьего движения в Украине

Генерал-хорунжий Александр Панченко, Верховный атаман
Союза казаков Украины «Войско Запорожское»


Перспективы развития казачьего
движения в Украине

 


Миллионы жителей Украины вправе требовать, чтобы вектор развития страны вырастал из традиций Запорожской Сечи, коренился в ней, питался ее духом и энергетикой. С поправкой на эпоху, в развитии государства должно учитываться идейное наследие первой в мире христианско-демокраческой народной республики, ее опыт государственного строительства, организации местного самоуправления, воспитании молодежи и многое другое, переданное нам от запорожцев. Именно в этом мы видим залог настоящего возрождения Украины, избавления от взявших ее в плен паразитарных, антинациональных по своей сути, чуждых и даже враждебных православной славянской природе украинского этноса идей.
В 2013 году исполняется 22-й год от официальной даты возрождения Запорожского казачества. За этот период была проведена большая работа и достигнуты значительные результаты в становлении современного казачества. Однако, наряду с определенными успехами существует и целый ряд острых, застарелых проблем.
С 1991 года в Украине возникло свыше 50 казачьих объединений с Всеукраинским и Международным статусом и около 800 региональных (областных, городских) казачьих организаций общим количеством около 300 тыс. граждан Украины, относящих себя к казакам.
Все казачьи объединения и организации условно можно сгруппировать в три основные группы:
1. Собственно казачьи организации;
2. Молодежно-спортивные казачьи организации;
3. Псевдоказачьи организации.
К первой группе относятся такие казачьи объединения как Союз казаков Украины «Войско Запорожское», Украинское казачество, Союз казачьих организаций Украины, Украинское реестровое казачество и тому подобное. Они разные политически, конфессионально, ментально, однако имеют структуру, программу действий и достаточно многочисленные.
Ко второй такие как Всеукраинская федерация «Спас», Международная общественная организация «Международная федерация Боевого Гопака», Всеукраинская общественная организация «Всеукраинская федерация казачьего единоборства». Эти организации видят будущее современного казачества Украины в развитии национальных (казачьих) видов единоборств.
Они проводят семинары, фестивали, соревнования, активно популяризируют казачий здоровый образ жизни. И это приносит определенный позитивный результат в формировании казачьего духа, развитии исторических казачьих традиций.
К третьей группе относятся зарегистрированные Министерством юстиции Украины, но немногочисленные количественно организации, которые кроме группы «маршалов» и «генералов» казаков не имеют, общественно-полезную казачью работу не ведут и не стремятся к ней, а паразитируют на славе казачьих героев и повышенного интереса к казачеству в Украине. Принципиально не желая государственной службы казакам, занимаются демагогией и выклянчиванием спонсорской помощи для пошива генеральских мундиров и проведения пиров. Именно эти псевдоказачьи организации и наносят наибольший вред общеказачьему движению, развращая казаков незаслуженными и смешными «казачьими наградами» и чинами. Появление значительного количества такого «казачества» (за последние два-три года) иллюстрирует отсутствие полноценной правовой базы современного казачества в Украине с его правами и обязанностями.
Казачьи объединения и организации имеют разную степень структуризации и находятся на разной стадии своего развития, сильно отличаются по количественному и качественному составу, имеют различные цели и задачи, порою диаметрально противоположные.
Отличия осложняют разновекторная политическая направленность, межконфессиональная вражда и историко-территориальная ментальность.
Существующее состояние дел ухудшает отсутствие четко прописанной законодательной базы современного казачества, а имеющиеся отдельные Указы Президента Украины и Постановления Кабинета Министров Украины принципиально не разрешают сложившиеся многолетние проблемы. Нежелание и неумение государства, за редчайшим исключением (Запорожская область), оказать помощь казачьим организациям, приносящим реальную общественную пользу, порождает негативное отношение казаков к государственным институтам. Кроме того, позволяет каждой казачьей организации полную анархию в чинопроизводстве, награждении так называемыми «казачьими наградами», громкими титулами и так далее, что приводит к формированию в обществе карикатурного образа современного казака.
Принятое 1 августа 2011 года Постановление Кабинета Министров Украины №885 является определенным шагом в развитии современного казачества в Украине. Позитивным является включение в состав Координационного Совета чиновников на уровне заместителей министров, тем более, что учтена специфика деятельности современного казачества и Председателем Координационного Совета назначен действующий Министр обороны.
Однако Постановление имеет ряд недостатков:
1. Не определен персональный состав (Ф.И.О), кто конкретно от министерств входит в Координационный Совет.
2. Не прописаны критерии подбора и уровень (областной, всеукраинский, международный ...?) казачьих организаций, которые делегируют своих представителей в Координационный Совет.
3. Не прописан механизм кооптации в Координационный Совет атаманов казачьих организаций.
4. Не определена периодичность работы Координациионного Совета.
Определенную обеспокоенность у казаков вызывает уже назначенные Постановлением КМУ лица секретаря Совета и заместителя председателя от церкви.
Не является тайной, что казачьи организации Украины исповедуют христианство разных конфессий и введение представителя одной, пусть даже наиболее уважаемой и авторитетной, ставит в оппозицию другие казачьи организации, казаки которых относят себя к другим конфессиям.
Должность секретаря Координационного Совета даже во времена предыдущего Президента Украины была, пусть и формально, выборной. Считаем, что секретаря Координационного Совета, равно как и одного из заместителей председателя Совета, должны избирать сами члены Совета.
Но и это не решает всех проблем, которые накопились в казачестве в связи с отсутствием Центрального органа координации казачьего движения в Украине. Даже если ввести в состав Координационного Совета всех без исключения руководителей всех казачьих организаций всеукраинского и международного уровня (как это было раньше), то это уже 52 члена. При существующем законодательстве и при большом желании авантюристов от казачества, это количество может увеличиваться до бесконечности и тем же открывается дорога для амбициозных но безответственных демагогов, которые всеми силами будут стремиться в этот Совет ради громкого титула.
Поэтому Союз казаков Украины «Войско Запорожское» предлагает изменить порядок формирования Координационного Совета. А именно:
1. Оставить состав Координационного Совета от Правительства без изменений, но с указанием конкретных чиновников (Ф.И.О.).
2. Должности секретаря и заместителя председателя КС избирать из числа членов Координационного Совета.
3. Формировать состав Координационного Совета от казаков по территориальному принципу (от области, АР Крым, гг. Киев и Севастополь по одному представителю от региона, всего 27 атаманов-делегатов).
4. В областях, АР Крым, гг. Киев и Севастополь провести выборы делегированного атамана от всех зарегистрированных в регионе казачьих организаций. При этом делегат от региона избирается простым арифметическим большинством голосов.
5. Контроль проведения выборов в Координационный Совет по делам казачества при Кабинете Министров Украины возложить на соответствующие государственные администрации.
6. Определить срок полномочий делегата члена Координационного Совета на 3 года. После окончания полномочий в областях, АР Крым, гг. Киев и Севастополь проводятся очередные перевыборы.
Таким образом, Координационный Совет по делам казачества при Кабинете Министров Украины будет состоять из атаманов-делегатов ответственных перед казачьими организациями своего региона, способных проводить решение Координационного Совета в своих регионах.
Выборность атаманов-делегатов в регионах закроет двери в Координационный Совет малоавторитетным демагогам от казачества и будет стимулировать к объединению немногочисленные организации.
Координационный Совет будет представлять интересы казаков всех регионов Украины, что позволит постепенно примирить, а в дальнейшем создать условия для формирования единой казачьей структуры в Украине.
Ниже приведена предлагаемая Союзом казаков Украины «Войско Запорожское» схема формирования Координационного Совета по делам казачества в Украине при Кабинете Министров Украины.
Мы должны понимать, что даже созданный по новой схеме Координационный Совет не сможет оперативно решать казачьи проблемы при отсутствии постоянно действующего исполнительного органа. Нам видится такой орган как Государственный департамент по делам казачества при Кабинете Министров Украины, который должен иметь свои территориальные отделы в областях Украины и АР Крым.
Таким образом, КС по делам казачества будет работать как коллегия Государственного департамента, вырабатывать коллективные необходимые казачеству идеи и предложения, а Госдепартамент и его территориальные структуры воплощать их в жизнь.
В результате все казачество Украины получит свою высшую законодательную и исполнительную вертикаль.
Но все казаки должны понимать, что, ни принятие Верховной Радой Украины Закона о казачестве (законопроект зарегистрирован в ВР в октябре 2012 года), ни создание Координационного Совета при Кабинете Министров Украины, ни создание исполнительной вертикали не являются конечной целью. Это всего лишь механизмы для решения казачьих проблем и организации работы казачества.
Современное казачество должно изменяться. Это тяжело, непривычно и даже болезненно. Но без кардинальных изменений движение может полностью превратиться в фольклорно-театральный клуб и в итоге сойти на нет.
Многие атаманы, призывающие к усовершенствованию, должны понять, что изменяться нужно и им самим. Пришло время отказаться от амбициозности и своекорыстия.
Настоящее возрождение казачества начнется только тогда, когда каждый станет понимать, что по нему судят не только о казаках, но и о народе и государстве в целом. Только тогда современное казачество станет широким общественно-политическим и культурологическим течением, объединяющим все слои украинского народа и сможет цивилизованными методами решать все поставленные цели и задачи.

Схема 1


image002

Схема 2

image003

 

 

download

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить