Духовное окормление современного казачества

Протоиерей Андрей Кузьмин, духовник Союза казаков Украины "Войско Запорожское"


Духовное окормление современного казачества



Взаимоотношения между Церковью и Казачеством в наше время вышли на серьёзную, плодотворную основу.

Прошли те времена, когда над казаками лишь посмеивались, шутливо могли называть их «ряжеными».

Сегодня подобного взгляда на казачество может придерживаться лишь тот, кто либо вовсе незнаком с его историей и никогда не видел настоящих казаков, либо изначально в силу каких-то темных причин воспринимает его негативно.

Мы работаем не с фольклорным казачеством, а с людьми, говорящими по делу и выполняющих свои слова.

Сегодня казачество - реальная сила, с которой стоит считаться. Но кому много дано, с того много и спросится.

Церковь прикладывает усилия для духовной поддержки возрождающегося казачества, ждет и от него ответственной помощи. От лозунгов и красивых слов необходимо перейти к делу: своим примером воспитывать детей, давать им духовное образование, строить экономически крепкие казачьи хозяйства, возводить храмы, поддерживать здоровый баланс отношений в обществе.

Поэтому Церковь всегда призывала, и будет призывать казаков к единомыслию в духе православной братской любви и понимания.

С момента возрождения казачества на Украине прошло более двадцати лет. Эти годы вместили в себя успехи и трудности, горячие споры о задачах казаков в новых исторических условиях, широкий диалог с государственной властью и всеми слоями общества.

Главный итог, который мы можем подвести сегодня, состоит в том, что казаки делом доказали свою необходимость. Страна, народ, и церковь увидели, что казачество это не только историческое свидетельство величия, но и залог новых свершений.

Быть казаком означало исповедовать Православную Веру, но, к сожалению, на сегодняшний день союз Церкви и казачества часто воспринимается лишь как формальность.

И церковь видит реальную возможность возрождения казачества и от всего сердца стремится помочь ему встать на ноги. Ведь настоящими казаками станут только тогда, когда наряду с государственной дисциплиной и традиционным укладом они обретут духовную основу своей жизни, ощутят себя православными людьми.

Церковь заботится об этом: создан Синодальный отдел по взаимодействию с казачьими организациями Украины, в каждой епархии назначены священники, ответственные за работу с казачеством. Сугубое внимание данному вопросу уделяют правящие Архиереи епархий, расположенных в областях традиционного проживания казаков.

Не ошибусь, если скажу: главной и основной целью современного казачьего духовника является подлинное, органичное воцерковление казачества как явления и каждого казака как неповторимой, уникальной личности.

С учётом того обстоятельства, что казачьих союзов и сообществ, которые декларируют верность канонической Матери-Церкви, в одном лишь Запорожском крае несколько, каждую из этих организаций окормляет свой собственный духовник, благословляемый на это служение правящим Архиереем.

В свой черёд, каждый из верховных атаманов Запорожья должен учитывать то обстоятельства, что на территории нашей области расположены сразу две епархии, причём оба правящих Архиерея деятельно участвуют во всех процессах, связанных с казачьим движением в самом широком понимании этого слова.

Жизнь казачьих союзов и сообществ священник должен заполнить истинной духовностью, где на первое место выходит связь человека с Богом путем следования традициям и учению Православной Церкви, а не бунтарской гордыне.

Святейший Патриарх Кирилл четко сформулировал приоритетную цель казачьего духовенства: «Перед Церковью стоит большая задача - воцерковление наших казаков. Быть православным это не значит фольклорно исполнять традиции. Быть православным это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным – это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась. Казачество это не только внешние отличительные символы, знаки; казачество это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры».

В возрождении такого казачества заинтересована церковь.

В нынешнее время, в силу исторически сложившейся ситуации в Украине, современные казаки в основном не приобщены к религиозному, духовно-нравственному, историческому наследию своего народа.

Поэтому главная задача священника окормляющего казачество проповедовать о том, что Бог есть, истина только в православном христианстве, и историческая духовная миссия казачества в охране Веры Православной и своей земли от видимых врагов, при этом быть миссионером и апологетом ведущим катехизаторскую работу в среде казаков, быть опытным духовником, так как важно не просто научить знаниям основ веры, но самое важное передать опыт духовной жизни без чего невозможно следовать казацкому призыву: «Кто хочет принять всякие муки за святой крест приставай к нам». Казацкая душа – душа христианина, поэтому все достижения и подвиги казаков это служба Богу Всевышнему, и пострадать за веру было особой честью для всех воинов.

Казаки свято исполняли все христианские заповеди и законы, опирались на каноны Церкви и традиции войска, что и по сей день свято чтится.

Каждый казак обязан знать заповеди и Закон Божий, молится, исповедоваться, причащаться, участвовать в церковной жизни, посещать Божественную литургию, участвовать в крестных ходах, быть защитником Веры Православной.

Войсковой священник, духовно опекает войско и исполняет все положенные службы и молебны, подчиняться правящему казацкому Архиерею.

Опираясь на опыт многолетней работы Запорожской епархии с Союзом Казаков Украины Войско Запорожское, духовенство выработало четыре основных направления: миссионерское, пастырское, богослужебное, представительское.

По благословлению правящего Архиерея постоянно проводятся обучающие семинары войсковых священников и атаманов.

Составлено методические указания, где прописаны все аспекты взаимоотношений между церковью и казачеством, а так же детскими казачьими школами «Джур» и «Спас».

Казацкие священники совместно с атаманом, казацкой старшиной составляют план всех казацких и церковных мероприятий на год.

В обязательном порядке предусмотрено участие пастырей в торжественных мероприятиях Войска (принятие присяги, разнообразные Рады, военно-спортивные соревнования), равно как и участие казаков в повседневной жизни епархии.

Таким образом, задача войскового священства не только как можно больше общаться с духовными чадами из числа казаков, но и проникнуться духом казачества, научиться жить им.

Надо ли при этом говорить, что, проповедуя Слово Божие, священник должен снабдить соответственной литературой свою паланку (курень, сотню), наполнить библиотеку (по возможности, конечно же) видео и аудиоматериалами, активно участвовать в организации паломнических поездок и походах по святым местам Церкви и казачества.

В полном согласии с канонами Церкви и традициями Войска Запорожского старшиной и духовенством составлен свод правил, которыми казак должен руководствоваться в своей общественной и личной жизни.

Перво-наперво, он обязан регулярно исповедоваться и причащаться у своего духовника (это может быть и приходской священник).

Сам же куренной священник непосредственно принимает участие в христианской жизни казака, напутствует его на добрые дела, отвечает на его вопросы о вере и устройстве мироздания, даёт житейские советы, крестит казацких детишек, венчает взрослых казаков и казачек, отпевает усопших.

Для более активного воцерковления пасомых в канцеляриях самого Войска, его паланок и куреней обычно устраиваются молитвенные комнаты, снабжённые всем необходимым (крест, икона, свечи, молитвослов, Священное Писание, святая вода).

Особое внимание отводится воспитанию будущих казаков – «Джур».

Воспитание казаков, как профессиональных воинов начиналось с детства.

Прекрасно понимая всю необходимость воспитания нового поколения современной Украинской молодежи в глубоко православных и патриотических традициях Запорожского казачества, Союз Казаков Украины «Войско Запорожское» огромную роль уделяет детскому воспитанию будущих казаков.

В Войске Запорожском действует система школ джур, где детей учат военному искусству и Закону Божьему. В этих школах формируется мировоззрение, духовные ценности и кодекс чести. В составе КВЗН (базовой структуры СКУ «Войско Запорожское») в настоящий момент действуют 10 школ джур. В них в свободное от учёбы время занимаются порядка полутора тысяч юношей и девушек в возрасте до 17 лет.

Непременным условием приёма в эти школы мальчиков и девочек является их принадлежность к Православной Церкви. Специальная программа обучения включает в себя и изучение Закона Божия, который преподают, куренные священники.

Следует заметить, что закон Украины относительно воспитания казацкой молодежи практически отсутствует.

Казацкий народ занимает огромное место в истории Запорожского края и Украины. Запорожцы оставили о себе добрую память и славу благодаря умению успешно защитить свою землю, прекрасно руководить хозяйством, по отцовски заботится о подрастающем поколении, ценить и уважать старость.

Именно эти качества и нужно возрождать в современном казачьем обществе.

Государство должно окончательно определить юридический статус казачества, но и казачество должно навести внутреннюю дисциплину, упорядочить отношения офицерского и рядового состава.

Настоящее возрождение казачества начнется тогда, когда новое поколение казацкой молодежи, воспитанное на духовно-нравственных православных традициях казачества, воодушевленное идеей будущего процветания народа Украины, обновит Войско. Когда все нынешние казаки поймут, что их действия и поступки определяют будущее и откажутся от эгоистических и корыстолюбивых своих идей, а на первое место поставят служение Богу и народу.

 

download

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить