Духовное воспитание в школе Джур

Протоиерей Александр Мирошниченко, преподаватель школы Джур, канд. богословия, магистр психологии

Духовное воспитание в школе Джур

Целью воспитания обучающихся в школе Джур детей и подростков является духовная, педагогическая и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного, ответственного и социально активного гражданина Украины, готовящегося для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененного в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Приоритетным направлением воспитания молодых казаков является воспитание православной культуры (ценности Православная Вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к людям; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; православное мировоззрение, Православная Церковь как соборное тело Христово; приходское сообщество, церковные Таинства, духовное водительство, православный образ жизни).

Воспитать казака, патриота и гражданина – значит сформировать в человеке казачий дух, развить и укрепить его духовно. Патриотизм любовь и служение Отечеству – это, прежде всего, духовное состояние человека. Из христианской любви рождается патриотическое служение.

Современная массовая культура преподносит любовь как присвоение, обладание и наслаждение, служение – как дело за плату или за страх, «корысти и обладания ради». На таких основаниях казака не воспитаешь и казачество не возродишь. Корыстный патриотизм и показная любовь всегда были чужды православному казачьему духу.

Настоящий патриотизм невозможен без истинной любви. Она проявляется в способности отдавать, в готовности жертвовать своими силами, временем, комфортом, а если потребуется, то и самой жизнью, ради того, кого любишь. Казачий патриотизм – это готовность жизнь и душу свою положить за веру, Отечество и друзей своих. Он основан на христианском понимании, что Бог есть Любовь. Символ высшей любви – Крест Господен, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного..." (Ин. 3,16). Не бывает казака без веры, а казачества без Православия, нет и патриотизма без жертвенной любви и бескорыстного служения.

Вне Православия воспитание казака невозможно. С этой, исторически верной точки зрения, задача приобщения джур-казачат к православной вере не может рассматриваться как нарушение свободы совести и вероисповедания, а также светскости общеобразовательной школы. В образовательном процессе школы Джур воссоздается традиционная казачья культура, неотъемлемым компонентом и духовной основой которой является Православие. Будущий православный казак и его родители (законные представители), выбирая школу Джур, принимая казачье мировоззрение, культуру, образ жизни, вместе с ними принимают и православную веру.

Современное воспитание осуществляется в сложноорганизованном, поликультурном, динамичном и противоречивом мире. Человек в нем находится под влиянием различных, нередко антагонистичных систем ценностей, мировоззрений, моделей жизни. В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для духовно-нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно. В системе общего образования такая среда определяется как уклад школьной жизни. Применительно к системе казачьего образования это понятие может быть уточнено как «уклад жизни православных Джур». Такой уклад педагогически организуется в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности Джур. В основном своем содержании он воссоздает традиционную казачью культуру. Для создания православного уклада учащихся требуется объединение педагогических усилий всех основных субъектов воспитания и социализации: педагогических коллективов школы Джур, представителей Православной Церкви, включая духовных наставников (духовников), родителей обучающихся, представителей войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, других общественных организаций гражданско-патриотической направленности, учреждений культуры и спорта. Согласование их деятельности осуществляется путем совместной разработки и реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в школах Джур.

Православный казачий уклад жизни воспитанников – это педагогически организованное пространство духовно-нравственного развития личности, в котором снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, учебной и внеучебной работой, образованием и жизнью, наукой и религией, казачьими традициями и современностью. Все пространство духовнонравственного развития казака организуется в единой системе базовых казачьих православных ценностей. Весь процесс образования в границах казачьего уклада ученической жизни направлен на достижение современного казачьего воспитательного идеала.

Среди задач, ставящихся перед воспитанниками школы Джур, в контексте православного воспитания следует отметить следующее.

•          Воспитать Любовь к Богу, Отечеству, казачеству, ближнему;

•          Знать основы вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия), знания и участие в православных праздниках, обрядах и таинствах;

•          Сознательно принимать православные идеалы и ценности;

•          Знать базовые понятия православного вероучения, правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;

•          Знание Священной Истории;

•          Обладать системными знаниями о роли Православия в становлении и развитии отечественной государственности и культуры;

•          Обладать системными знания о православном образе жизни казака;

•          Знать основные вехи Общецерковной истории, истории Православной Церкви в контексте Отечественной истории, понимать роль Церкви в формировании духовно-нравственного облика окормляемых ею народов, быта, традиций (образа жизни), культуры, социальных и политических институтов, особенностей государственного устройства, всех особенностей православной цивилизации;

•          Понимать религиозно-философские основания православной культуры, ее особенности, виды и жанры в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотное шитье и др.);

•          Понимать значение православных идеалов в жизни человека и общества, христианской сущности правил культуры поведения, общения и речи, ументь выполнять их независимо от внешнего контроля;

•          Знать о традиционных религиях Украины, ументь вести диалог с представителями других конфессий;

•          Знать основы духовной безопасности (понимать опасную сущность язычества и оккультизма, уметь противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);

•          Иметь представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии славянских народов, языке богослужения Православной Церкви, как источнике славянских литературных языков.

Реализовываются поставленные задачи путем того что воспитанники школы Джур:

•          На добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) укрепляют свое православное вероисповедание в процессе участия в православных обрядах и таинствах, христианских праздниках.

•          Получают систематические знания о Православии в процессе изучения курсов «Основы православной веры», «Основы православной культуры», «Духовное краеведение» и др., проведении олимпиад и конкурсов православной направленности, организации экскурсионно-паломнических поездок, трудовых и социально-благотворительных акций.

•          Получают системные представления об исторической и современной деятельности Православной Церкви, организации и задачах православных приходов, знакомятся с их деятельностью в процессе проведения богослужения, проведения христианских праздников, активного участия в социальной работе Церкви.

•          Получают систематические знания о православной культуре, ее влиянии на историческое развитие светской и национальных культур в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, проведения олимпиад и конкурсов по духовно-нравственной и культурологической тематике.

•          Получают систематические знания о глубокой связи казачества и православия, приобретают опыт организации православного казачьего уклада жизни в своих семьях, а так же лагерях.

•          Участвуют в создании фильмов, выпуске газет, брошюр, календарей, проводят семинары и другие мероприятия, освещающие разнообразные аспекты духовного краеведения, рассказывающие о местных православных святынях.

•          Систематически участвуют в организации и проведении мероприятий и праздничных акций православной духовно-нравственной направленности, православных чтений, Дней православной культуры, лекториев, в демонстрации и просмотре документальных, художественных, учебных фильмов православного содержания.

•          Получают опыт православной общественно значимой деятельности, православного социального служения посредством участия в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю, в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

•          Получают системные представления о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной казачьей семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.).

В результате реализации поставленных задач планируется достижение воспитанниками школы Джур следующих результатов:

•          укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу, казачеству и ближним;

•          устремленность личности казака к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Личности Богочеловека – Господа Иисуса Христа;

•          осознание своей причастности к Православной Церкви, знание церковной традиции, благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;

•          сформированность нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

•          наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;

•          опыт противостояния злу, различения греха непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.);

•          сформированность эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;

•          осознанное отношение к образованию, труду и казачьей службе как к Божьему призванию человека;

•          осознанное отношение к здоровью как дару Божьему, к природе и всему живому как Божьему творению;

•          сформированность целостной картины мира на основе христианских ценностей, правильного понимания соотношения знания и веры, науки и религии, из значения для жизни человека;

•          овладение традициями церковнославянского языка: графически-кими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия; наличие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов;

•          осознанное участие в церковном Богослужении;

•          готовность к самоограничению для достижения православных казачьих идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

•          понимание и сознательное принятие православных казачьих норм взаимоотношений в семье; осознание семьи как малой Церкви, ее значения для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

•          уважительное отношение к другим религиям, готовность вести диалог с представителями других конфессий;

•          умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из христианских ценностей и традиционных моральных норм.

download

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить