samarskaja

Чудотворная икона Божьей матери «Самарская»
 

Окруженные со всех сторон иноверцами (мусульманами и католиками) запорожские казаки с оружием в руках защищали Веру Православную. За это запорожцы пользовались от Пресвятой Богородицы особой милостью. Матерь Божия, прославляя свой казацкий народ, явила Запорожью свое заступничество в чудотворной иконе Самарской Божией Матери. Тип иконы - «Богоматерь-скорбящая» - в наиболее полной мере отображает истинный образ казацкого народа, готового в любой момент пожертвовать своей жизнью за веру и Отечество.
Сведения о Запорожской Скорбящей Чудотворной иконе Божией Матери мы находим в Екатеринославских Епархиальных ведомостях от 15 сентября 1872 года, собранные епископом Феодосием. Согласно этим сведениям Самарская икона Божией Матери в Запорожской Сечи славится знамениями и чудесами с 1736 года. По преданию эта святыня привезена с востока нашими предками, славными запорожскими казаками, и, как великое драгоценное сокровище, хранилось в Запорожской сечевой церкви нынешнего села Покровского или села Капиловки Екатеринославского уезда.
Известно, что, уходя на Русско-турецкую войну, запорожские казаки брали икону с собой в поход, вознося свои усердные молитвы к Царице Небесной, испрашивая у Нее помощи и заступления. Благодаря заступничеству Богородицы все войско благополучно вернулось с войны, покрыв себя неувядаемой славой. В 1770 году в Запорожской Сечи чудотворная икона была перенесена в город Новые Кодаки Кодацкой паланки Войска Запорожского и помещена в Свято-Николаевском храме, после чего стала называться Новокодацкой, что подтверждается из рапорта настоятеля храма отца Федора Фомича кошевому атаману Петру Калнышевскому.
Многие дивные знамения и чудеса, исходящие от Новокодацкой чудотворной иконы Божией Матери, привлекала огромное количество благочестивых паломников из различных мест святой Руси, Польши, Греции, Грузии, были также посланцы с Афона и из Константинополя. Сюда приезжали и богатые, бедные и знатные, и простые воины, и генералы, больные и здоровые ищущие духовного утешения и облегчения своих горестей. Богомольцев было так много, что состоявшие при Свято-Николаевской Новокодацкой церкви четыре священника не могли удовлетворить все духовные нужды и потребности нуждающихся, и потому местное духовенство обращалось к духовному начальству с просьбой присылать соседних священников к ним в помощь.
Петр Калнышевский дал указание собирать сведения о чудотворной иконе Старокодацкому Запорожскому духовному управлению во главе с протоиереем Григорием Прохоренко. Было собрано первое описание чудотворной иконы, ее истории, чудес и знамений. По этим материалам, со слов старожилов, а именно ктитора храма Семена Бардадима, было установлено, что чудотворная икона похожа на Ахтырскую Чудотворную икону Божией Матери, размером 55x45 см, написана красками на липовой доске, склеенной из двух половин, и на момент явления выглядела «ветхой»: краски запеклись, святой лик потемнел от пожара.
30 декабря 1772 года Чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название - икона Калнышевского. С этого же года вся казацкая старшина регулярно на Сретение Господне собирались в храме, совершая торжественный молебен пред Чудотворной иконой Божией Матери.
После ликвидации Запорожской Сечи в 1778 году по распоряжению Славянского и Херсонского архиепископа Евгения, Чудотворная Новокодацкая икона Божией Матери была взята в архиерейский дом, находившийся в Полтаве в Крестовоздвиженском монастыре, а летом 1804 года перенесена в город Екатеринослав и хранилась в архиерейской ризнице. В 1807 году, с разрешения архиепископа Платона Любарского, Новокодацкая Чудотворная икона вместе с древней иконой Святителя и Чудотворца Николая, экономом архиерейского дома и управляющим Самарским Свято-Николаевским монастырем иеромонахом Иосифом при многолюдном стечении народа была торжественно перенесена в Самарский монастырь и стала называться Самарской иконой Божией Матери, такое же название осталось и в настоящее время.
После чудесного возвращения (по преданию икона сама приплыла по реке Самаре), последним, кто видел икону и дал точное описание ее, был В.Машуков. Достоверно известно, что в 1929 икона находилась в Днепропетровском историческом музее. До сегодняшнего дня сохранилось всего несколько списков этой иконы: оригинал после 1929 года считается утерянным. Экспертиза № 118 от 10.04.99г., которую проводила группа экспертов (народный художник России, реставратор 1-й категории Н.А.Вауленко, эксперт-искусствовед Ю.И.Юрковский), установила, что переданная в дар Запорожской епархии икона Самарской Божией Матери благочестивым христианином Ивлиевым Александром Владимировичем, является ранее неизвестным списком с Чудотворной Самарской иконы Божией Матери.

К Пречистой Матери Божией, Усердной Заступнице рода христианского, православный народ всегда относился с благоволением и во всех духовных нуждах своих постоянно обращался и обращается с мольбой о помощи и, по вере своей, явно получал и получает духовные утешения. И мы, грешнии и смирении, в покаянии из глубины души взываем: «Владычице, помози, на ны милосердвовавши: потщимся, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя раби тщи, Тя бо едину надежду имами».

Протоиерей Андрей Кузьмин