Комментарий Владыки Луки по поводу мнения некоторых о “позоре” св. прав. Петра Калнышевского

Автор: иерей Максим Райков.

 

Образ жизни святого праведного Петра Калнышевского, особенно в последние годы его жизни в Соловецком монастыре, неверующим человеком может восприниматься, как безумие, как позор. Но в чем его позор?

 

ТЕРПЕНИЕ И ВЕРНОСТЬ В ВЕРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ УКРАИНЕ НУЖЕН СВЯТОЙ КАЗАК?

13 ноября в Покровском архиерейском соборе совершено торжественное богослужение с чином прославления святого праведного Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи.

Как неоднократно подчеркивал в своих интервью Его Высокопреосвященство, Господь Сам избирает времена и сроки для прославления казаков на земле, но мы верим, что это время обязательно настанет.

«И вот теперь все мы становимся участниками эпохального события, - сказал владыка. - Еще вчера мы молились о душе Петра Калнышевского, а теперь он в сонме святых земли Запорожской будет молиться за всех нас у престола Божьего. Причисление к лику святых последнего кошевого запорожского атамана - первое и яркое свидетельство явления миру одного из многочисленных примеров казачьей святости. Но зачем нам «святой казак», для чего нашей Церкви еще один святой? Мы всегда чтили и прославляли святых угодников Божиих. Но почему?

Преподобный Ефрем Сирин так пишет об этом: «Мы ублажаем святых и желаем себе их венцов, но не хотим подражать их подвигам. Или думаете, что они удостоились венцов даром, без трудов и скорбей? Угодно ли послушать, какое упокоение имели святые в жизни сей? Избиени быша… проидоша в милотех …лишены, скорбящее, озлоблены. Хочешь с ними вечно царствовать, иди путем их».

Не случайно апостол Павел сказал, что слово о Кресте было безумием для его неверующих современников, потому что, когда Бог Своим Воплощением посетил мир, крест был орудием страшной мучительной и позорной казни. А сейчас Крест - знак нашей победы, нашей веры, нашей принадлежности Христу. Так и образ жизни святого праведного Петра Калнышевского, особенно в последние годы его жизни в Соловецком монастыре, неверующим человеком может восприниматься, как безумие, как позор. Но в чем его позор? В том, что он повторил подвиг ветхозаветных праведников, избрав для себя лишения и недостатки - в первую очередь моральные и духовные страдания, как невинно осужденного и лишенного всех гражданских прав и свобод и заключенного в узы. Его жизнь - это пример терпения и преданности вере.

Прославление Петра Ивановича Калнышевского в лике православных святых есть проявление величайшей милости Божьей, ибо теперь у нашего казачества есть свой небесный покровитель, свой святой казак, - а это великое благо для всех нас».

Его Высокопреосвященство пожелал Предстоятелю УПЦ, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всем архиереям, принявшим участие в канонизации, чтобы Господь по молитвам святого праведного Петра Калнышевского всегда давал мудрость и крепость.

«Чтобы мы, взирая на свои труды, не унывали и не отчаивались, а старались идти вперед. Чтобы никакие невзгоды, которые сейчас переживает наша страна, наша Матерь Церковь, не смогли поколебать нас в вере. Чтобы милость Божья по молитвам святого праведного Петра всегда была со всеми нами».

Затем владыка вручил Его Блаженству образ святого праведного Петра Калнышевского с частичкой мощей предположительно святого праведного Петра Калнышевского в знак признательности и на память о посещении благословенной Запорожской земли.